Закон Хабаровского края от 25 апреля 2012 года №188 "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Хабаровского края"

Настоящий закон определяет правовые основы участия населения в охране общественного порядка на территории Хабаровского края (далее - край).

Статья 1. Принципы участия населения в охране общественного порядка на территории края

Участие населения в охране общественного порядка на территории края (далее - охрана общественного порядка) основывается на принципах законности, гласности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2. Форма участия населения в охране общественного порядка

Формой участия населения в охране общественного порядка являются создаваемые на территориях городских округов и поселений в установленном настоящим законом порядке добровольные формирования граждан по охране общественного порядка (далее - дружины).

Статья 3. Задачи дружины

Задачами дружины являются:
1) участие в охране общественного порядка;
2) содействие органам внутренних дел, другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, в предупреждении и пресечении правонарушений;
3) защита прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств;
4) распространение правовых знаний и проведение профилактической работы среди населения;
5) оказание иной помощи органам внутренних дел, другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, в формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Создание дружины

1. Дружина считается созданной с момента регистрации положения о дружине уполномоченным органом местного самоуправления городского округа, поселения (далее - уполномоченный орган).

2. Порядок регистрации положения о дружине определяется нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, поселения.

3. Собрание граждан по вопросу создания дружины проводится по их инициативе в трудовом коллективе или по месту жительства.
Инициаторы создания дружины обязаны направить в уполномоченный орган решение о создании дружины, положение о дружине, список членов дружины (далее - дружинники) с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), даты рождения и адреса места жительства каждого дружинника, заявления граждан о принятии их в состав дружины и соответствии требованиям частей 1 и 2 статьи 6 настоящего закона, а также предложения о кандидатурах на должность командира дружины и заместителя командира дружины.

4. В положении о дружине устанавливаются:
1) цели и задачи дружины;
2) структура и место нахождения дружины;
3) территория, на которой дружина осуществляет свою деятельность;
4) порядок приобретения и утраты членства в дружине;
5) основания и порядок прекращения деятельности дружины;
6) порядок внесения изменений в положение о дружине;
7) иные положения, относящиеся к деятельности дружины.

5. В случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в регистрации положения о дружине инициаторам создания дружины сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения документов, указанных в настоящей статье, с указанием положений настоящего закона, послуживших основанием для принятия такого решения.

6. Уполномоченный орган, принявший решение о регистрации положения о дружине, направляет копию решения о создании дружины и копию положения о дружине в специально уполномоченное Правительством края структурное подразделение, осуществляющее координацию деятельности дружин и территориальных центров охраны общественного порядка, созданных на территории края (далее - специально уполномоченное Правительством края структурное подразделение), а также в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальный орган внутренних дел).

Статья 5. Руководство деятельностью дружины

1. Непосредственное руководство деятельностью дружины осуществляется командиром дружины и заместителем командира дружины.

2. Назначение на должность командира дружины и заместителя командира дружины осуществляется уполномоченным органом.

3. Освобождение от должности командира дружины, заместителя командира дружины осуществляется уполномоченным органом по личному заявлению командира дружины, заместителя командира дружины или по инициативе собрания дружинников, а также в связи с прекращением членства в дружине командира дружины, заместителя командира дружины.

4. Командир дружины, заместитель командира дружины могут иметь помощников из числа дружинников.
Порядок выбора кандидатур, количество и полномочия указанных помощников определяются положением о дружине.

5. Командир дружины, заместитель командира дружины осуществляют следующие полномочия:
1) организуют деятельность дружины, обеспечивают постоянную готовность дружины к выполнению поставленных перед ней задач;
2) информируют уполномоченный орган о приеме в дружинники и об исключении дружинников, осуществляют учет их численности;
3) планируют работу дружины, информируют о планах дружины органы внутренних дел, другие органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;
4) организуют и проводят совместно с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка, правовую подготовку дружинников, их обучение методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, а также организуют физическую подготовку дружинников;
5) проводят собрание дружинников, работу по сплочению и укреплению ее личного состава;
6) организуют взаимодействие дружины с государственными органами, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка, осуществляют постоянный контроль за соблюдением законности в ее деятельности;
7) ходатайствуют перед уполномоченным органом о поощрении отличившихся дружинников;
8) ведут табельный учет выходов дружинников на охрану общественного порядка;
9) осуществляют иные полномочия в соответствии с положением о дружине.

Статья 6. Членство в дружине

1. Дружинниками могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам исполнять обязанности дружинника.

2. Дружинниками не могут быть граждане:

1) имеющие непогашенную либо неснятую судимость;
2) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
3) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
4) привлекавшиеся к административной ответственности за совершение административного правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

3. Членство в дружине прекращается:
1) на основании личного заявления дружинника;
2) при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
3) в случае систематического невыполнения обязанностей дружинника;
4) в случае смерти дружинника, признания его безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу.

4. Дружинник дает на собрании дружинников торжественное обещание о добросовестном исполнении своих обязанностей, о соблюдении Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и края, прав и свобод человека и гражданина.

Статья 7. Права дружинника

1. Дружинник имеет право:
1) требовать от граждан, должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
2) участвовать по решению руководителя территориального органа внутренних дел в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, при проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;
3) отказаться от исполнения обязанностей в случае, если, по его предположению, могут подвергнуться опасности его жизнь и здоровье.

2. Законные требования дружинника о соблюдении общественного порядка и прекращении правонарушений обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Статья 8. Обязанности дружинника

Дружинник обязан:
1) знать и соблюдать положения Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и края в области охраны общественного порядка;
2) знать права и обязанности дружинника, совершенствовать свои правовые знания, физическую подготовку, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
3) активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушениями;
4) добросовестно выполнять законные требования командира дружины, заместителя командира дружины, сотрудников органов внутренних дел, других органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;
5) проявлять вежливость, внимательность и предупредительность в обращении с гражданами;
6) в случае обращения к нему граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих безопасности граждан, правопорядку и общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в органы внутренних дел, другие органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;
7) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством.

Статья 9. Удостоверение дружинника и нарукавная повязка дружинника

1. Дружиннику уполномоченным органом выдается удостоверение единого образца согласно приложению к настоящему закону и нарукавная повязка красного цвета с надписью "ДРУЖИННИК".

2. При осуществлении охраны общественного порядка дружинник обязан иметь при себе удостоверение дружинника и предъявлять его гражданам и должностным лицам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, а также носить нарукавную повязку.

3. В случае утраты удостоверения дружинника, нарукавной повязки дружинника либо если они пришли в негодность, осуществляется их замена на основании письменного заявления дружинника, поданного в уполномоченный орган.

4. В случае прекращения членства в дружине удостоверение дружинника и нарукавная повязка дружинника подлежат сдаче в уполномоченный орган в течение трех дней.

Статья 10. Меры поощрения дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка

1. За активное участие в охране общественного порядка дружинники могут поощряться путем:
1) объявления благодарности;
2) вручения благодарственного письма;
3) награждения почетной грамотой;
4) награждения ценным подарком;
5) выдачи денежной премии.
Поощрение дружинника осуществляется уполномоченным органом по мотивированному ходатайству командира дружины.

2. За особые заслуги при выполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм дружинники могут представляться к государственным наградам Российской Федерации и наградам края в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

3. Дополнительные меры поощрения дружинников могут устанавливаться локальными нормативными актами предприятий, учреждений и организаций, в которых созданы дружины.

Статья 11. Меры социальной защиты дружинника

В случае получения дружинником увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших в период и в связи с осуществлением им обязанностей дружинника и исключающих для него возможность дальнейшей деятельности в составе дружины, ему выплачивается компенсация в размере 50 ООО рублей в порядке, установленном Правительством края.

Статья 12. Меры социальной защиты членов семьи дружинника

1. В случае гибели (смерти) дружинника, наступившей в период и в связи с осуществлением им обязанностей дружинника, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных им в период и в связи с осуществлением им обязанностей дружинника, членам его семьи выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 500 ООО рублей в порядке, установленном Правительством края.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия, считаются:
1) жена (муж);
2) родители;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

2. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника для дружинника, погибшего (умершего) в период и в связи с осуществлением им обязанностей дружинника либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в период и в связи с осуществлением им обязанностей дружинника, осуществляются в порядке и по нормам, установленным Правительством края.

Статья 13. Территориальные центры охраны общественного порядка

1. В целях объединения и координации деятельности дружин, созданных на территории городского округа или муниципального района, органы местного самоуправления указанных муниципальных образований вправе создавать территориальные центры охраны общественного порядка.

2. Организация деятельности территориального центра охраны общественного порядка осуществляется советом территориального центра охраны общественного порядка (далее - совет).

3. В состав совета входят представители органов местного самоуправления, органов внутренних дел, других органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, представители дружин, участвующих в охране общественного порядка на территории городского округа, муниципального района.

4. К полномочиям совета относятся:
1) обеспечение координации деятельности и взаимодействия дружин, созданных на территории городского округа, муниципального района;
2) организация взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка, и средствами массовой информации;
3) организация правового обучения дружинников;
4) осуществление пропаганды правовых знаний, активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям;
5) анализ и обобщение практики деятельности дружин, внесение предложений в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы дружин, улучшения их материально-технического и финансового обеспечения;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с положением о совете.

Статья 14. Координация деятельности дружин и территориальных центров охраны общественного порядка

1. Координация деятельности дружин и территориальных центров охраны общественного порядка, созданных на территории края, оказание им методической помощи, в том числе подготовка методических рекомендаций по разработке положения о дружине, а также оказание содействия органам внутренних дел и органам местного самоуправления по вопросам деятельности дружин осуществляются специально уполномоченным Правительством края структурным подразделением.

2. Специально уполномоченное Правительством края структурное подразделение ведет реестр дружин в крае на основании полученных от органов местного самоуправления городских округов, поселений копий решений о создании дружины и положений о дружине.

Статья 15. Финансирование расходов, связанных с реализацией статей 11 и 12 настоящего закона

Финансирование расходов, связанных с реализацией статей 11 и 12 настоящего закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.

Статья 16. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Приложение к Закону

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России