Совершенствование законодательства

Информация о мониторинге правоприменения

в УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненных территориальных органах МВД России

 

Система проведения мониторинга правоприменения в МВД России за годы существования доказала свою эффективность. Начиналась она с того, что к 2005 году стало очевидным неудобство направления предложений о совершенствовании законодательства на бумажных носителях. Из-за отсутствия систематизации данного процесса инициативы оставались без должного внимания и возможности вернуться к ним в будущем. Для решения этой проблемы была создана автоматизированная аналитическая информационная система мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России (АИС «Мониторинг», в настоящее время – модуль «Мониторинг»), которая введена в эксплуатацию в 2008 году.

На федеральном уровне мониторинг правоприменения нашел нормативное закрепление в 2011 году: Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации утверждено Указом Президента России от 20.05.2011 № 657, Методика мониторинга правоприменения - постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694.

Под мониторингом правоприменения в Российской Федерации понимается комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов.  Мониторинг делится на текущий (постоянный) и оперативный (в течение года после принятия соответствующего нормативного акта), а также на плановый (по планам, ежегодно утверждаемым Министром[1]), инициативный (на регулярной основе) и точечный (по отдельному поручению руководства).

Согласно приказу МВД России от 05.01.2007 № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» одним из основных направлений правовой работы в системе МВД России является нормотворческая деятельность, в которую включено выявление потребностей в нормативном регулировании. Повышение эффективности ведомственной системы мониторинга правоприменения предусмотрено в Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности в органах внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 09.01.2017 № 1.

Технические вопросы использования модуля «Мониторинг» раскрыты в приказах МВД России от 25.08.2017 № 680 «Вопросы организации и информационно-правового обеспечения органов внутренних дел» и от 23.12.2016 № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений  системы МВД России». Процедура внесения предложений в территориальный сегмент модуля мониторинг подробно раскрыта в приказе  УМВД России по Хабаровскому краю от 06.10.2017 № 465 «О мониторинге правоприменения».

Ежегодно количество предложений, направленных всеми органами внутренних дел Российской Федерации в МВД России, доходит до двух тысяч. Поскольку законодательство подвержено постоянным изменениям, возникают ситуации, когда предложения, поступившие в ходе мониторинга, немедленно не реализуются, но к ним возвращаются спустя некоторое время. К примеру, через два года после вступления в силу Федерального закона «О полиции» в него был внесен новый механизм начисления и выплаты денежной компенсации. Также спустя время были реализованы предложения по созданию перечня должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания незаконным образом добытых водных биоресурсов.

Отклоненные экспертами МВД России и УМВД России по Хабаровскому краю предложения сопровождаются обоснованием, по какой причине они не прошли отбор, со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Здесь стоит отметить, что специалисты Договорно-правового департамента МВД России (далее – «ДПД МВД России») настаивают на обсуждении каждого предложения на оперативном совещании, поскольку проблема не всегда заключается в корректности нормы права, проблема может возникнуть из-за неверного её толкования. Одна из задач мониторинга состоит именно в выявлении случаев неправильного применения на практике законодательства. Специалисты ДПД МВД России обращают внимание, что при подаче предложений не указывается номер статьи, в которую нужно вносить изменения, либо отсутствует конкретика; вносится предложение, которое в Госдуме проходит второе чтение; сотрудники не располагают актуальной информацией о законотворческой деятельности, не знают о существовании тех или иных подзаконных актов, определяющих порядок применения нормы права в собственной профессиональной сфере, либо пользуются устаревшими версиями документов. Выявляя подобные случаи, ДПД МВД России готовит методические рекомендации по проблемным вопросам[2].

В территориальный сегмент модуля «Мониторинг» предложения о совершенствовании законодательства могут вносить зарегистрированные в порядке, установленном приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 06.10.2017 N 465 «О мониторинге правоприменения», операторы предложений из числа сотрудников структурных подразделений. По состоянию на январь 2020 года зарегистрировано 137 сотрудников УМВД России по Хабаровскому краю и подчиненных территориальных органов МВД России.

 



[1] План мониторинга правоприменения в МВД России на 2020 г. размещен в СОДПП ИСОД МВД России во вкладке «Мониторинг правоприменения» по адресу: «http://sodpp.it.mvd.ru:8080/new_portal/plan»; в ЕИТКС: «\\10.214.214.4\УМВД России по Хабаровскому краю\Правовое управление\Голиков А.Н».

[2] Размещены по адресу: «http://sodpp.it.mvd.ru:8080/new_portal/ind»

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России