Совершенствование законодательства

Обзор результатов мониторинга правоприменения

в УМВД России по Хабаровскому краю и подчиненных органах внутренних дел в 2017 году

Система проведения мониторинга правоприменения в МВД России за годы существования доказала свою эффективность. Начиналась она с того, что к 2005 году стало очевидным неудобство направления предложений о совершенствовании законодательства на бумажных носителях. Из-за отсутствия систематизации данного процесса инициативы оставались без должного внимания и возможности вернуться к ним в будущем. Для решения этой проблемы была создана автоматизированная аналитическая информационная система мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России (АИС «Мониторинг», в настоящее время модуль «Мониторинг»), которая введена в эксплуатацию в 2008 году.

На федеральном уровне мониторинг правоприменения нашел нормативное закрепление в 2011 году: Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации утверждено Указом Президента России от 20.05.2011 № 657, Методика мониторинга правоприменения - постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694.

Под мониторингом правоприменения в Российской Федерации понимается комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов.  Мониторинг делится на текущий (постоянный) и оперативный (в течение года после принятия соответствующего нормативного акта), а также на плановый (по планам, ежегодно утверждаемым Министром), инициативный (на регулярной основе) и точечный (по отдельному поручению руководства).

Согласно приказу МВД России от 05.01.2007 № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» одним из основных направлений правовой работы в системе МВД России является нормотворческая деятельность, в которую включено выявление потребностей в нормативном регулировании. Повышение эффективности ведомственной системы мониторинга правоприменения предусмотрено в Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности в органах внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 09.01.2017 № 1.

Технические вопросы использования модуля «Мониторинг» раскрыты в приказах МВД России от 25.08.2017 № 680 «Вопросы организации и информационно-правового обеспечения органов внутренних дел» и от 23.12.2016 № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений  системы МВД России». Процедура внесения предложений в территориальный сегмент модуля мониторинг подробно раскрыта в приказе  УМВД России по Хабаровскому краю от 06.10.2017 № 465 «О мониторинге правоприменения».

Ежегодно количество предложений, направленных всеми органами внутренних дел Российской Федерации в МВД России, доходит до двух тысяч. Поскольку законодательство подвержено постоянным изменениям, возникают ситуации, когда предложения, поступившие в ходе мониторинга, немедленно не реализуются, но к ним возвращаются спустя некоторое время. К примеру, через два года после вступления в силу Федерального закона «О полиции» в него был внесен новый механизм начисления и выплаты денежной компенсации. Также спустя время были реализованы предложения по созданию перечня должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания незаконным образом добытых водных биоресурсов.

Отклоненные экспертами МВД России и УМВД России по Хабаровскому краю предложения сопровождаются обоснованием, по какой причине они не прошли отбор, со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Здесь стоит отметить, что специалисты ДПД МВД России настаивают на обсуждении каждого предложения на оперативном совещании, поскольку проблема не всегда заключается в корректности нормы права, проблема может возникнуть из-за неверного её толкования. Одна из задач мониторинга состоит именно в выявлении случаев неправильного применения на практике законодательства. Специалисты ДПД МВД России обращают внимание, что при подаче предложений не указывается номер статьи, в которую нужно вносить изменения, либо отсутствует конкретика; вносится предложение, которое в Госдуме проходит второе чтение; сотрудники не располагают актуальной информацией о законотворческой деятельности, не знают о существовании тех или иных подзаконных актов, определяющих порядок применения нормы права в собственной профессиональной сфере, либо пользуются устаревшими версиями документов. Выявляя подобные случаи, ДПД МВД России готовит методические рекомендации по проблемным вопросам.

В 2017 году краевым правовым управлением в федеральный сегмент модуля «Мониторинг» внесено 14 предложений (за аналогичный период прошлого года – 11), из них 9 по плану мониторинга МВД России, 4 – в инициативном порядке и 1 в точечном порядке. Внесены предложения о наделении специальных приемников полномочием по содержанию административно-задержанных лиц; об упрощенном порядке запрета доступа к вредоносной информации в сети Интернет; о дополнении статистической отчетности о работе следственных подразделений; об исключении из срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения периодов отсутствия сотрудников на службе; о возможности снятия дисциплинарного взыскания за малозначительное правонарушение в части предоставления сведений о доходах; об исправлении юридико-технических ошибок в приказе; о дополнении статьи 20.20 КоАП РФ новой санкцией; о введении для уволенных со службы в органах внутренних дел граждан временного ограничения на занятие адвокатской деятельности; о возможности привлечения к исполнению обязанностей по вакантным и невакантным должностям пенсионеров МВД России; о введении административной ответственности за выгул собак без намордников и поводков; о возможности отстранения сотрудника от исполнения служебных обязанностей в случае проведения проверки по факту совершения порочащего честь проступка; о возможности самостоятельного прекращения следственным органом уголовного преследования при наличии основания для применения меры уголовно-правового характера - судебного штрафа; о наделении сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков правом на получение надбавки за особые условия службы. Последнее предложение поддержано и реализовано в 2017 году.

В территориальный сегмент предложения внесены следующими подразделениями и органами: 4 – УРЛС УМВД России по краю (2 поддержано), 2 – УНК УМВД России по краю (не поддержаны), 1 – ООД УМВД России по краю (поддержано для внесения в 2018 г.), 1 – УМВД России по г. Хабаровску, 5 – ОМВД России по Амурскому району (не поддержаны), 1 - УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре (поддержано), 2 - СУ УМВД России по Хабаровскому краю (поддержаны). Основной причиной отклонения краевым правовым управлением ряда поступивших предложений является недостаточная обоснованность (отсутствие анализа проблемы с учетом имевшихся фактических обстоятельств и аргументированного вывода о необходимости предлагаемого изменения).

Стабильную активность по вопросам мониторинга правоприменения в 2016-2017 годах проявляют УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре и ОМВД России по Амурскому району.

Предложения для включения в модуль «Мониторинг» в основном направляются в правовое управление посредством Сервиса электронного документооборота ИСОД МВД России, тогда как для этих целей специально предусмотрен модуль «Мониторинг» в Сервисе обеспечения деятельности правовых подразделений ИСОД МВД России (в котором по состоянию на 1 квартал 2018 г. зарегистрировано 132 пользователя от УМВД России по краю и подчиненных органов).

Несмотря на существующие акценты по использованию модуля «Мониторинг», данный способ взаимодействия является далеко не единственным. УМВД России по Хабаровскому краю в пределах полномочий принимает непосредственное участие в нормотворчестве и на уровне субъекта Российской Федерации. Во взаимодействии с УМВД России по Хабаровскому краю, помимо краевого законодательства об административных правонарушениях, приняты правовые акты Правительства Хабаровского края: от 15.10.2014 N 380-пр "Об утверждении положений о конкурсах на звания "Лучшая народная дружина", "Лучший народный дружинник", "Лучший участковый уполномоченный полиции в Хабаровском крае по взаимодействию с народными дружинами", постановление Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 N 482-пр (ред. от 28.03.2017) "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае", постановление Правительства Хабаровского края от 24.03.2017 N 78-пр (ред. от 19.05.2017) "О распределении между бюджетами муниципальных образований Хабаровского края субсидий, предусмотренных в краевом бюджете на 2017 год на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по развитию, содержанию, эксплуатации и инженерно-техническому обслуживанию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".

Работа по совершенствованию мониторинга правоприменения продолжается.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России