Законодательство в области правовой защиты детей от вредной информации

Современный информационный мир обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, в особенности на детей и несовершеннолетних. Информация может быть как качественной, так может таковой не быть и даже способна причинить вред.

Проблема защиты детей от негативной, нравственно низкой, аморальной информации является одной из актуальнейших проблем современного законодательства Российской Федерации.  Принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является актуальным для нашего государства. В июле 2012 года в этот Закон были приняты изменения, которые позволили усовершенствовать правовой механизм защиты детей от негативной информации.

Правовое поле действия данного закона охватывает отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных средствах массовой информации. К данной информации, запрещенной для оборота среди детей относится информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющей угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принимать участие в азартных играх, заниматься бродяжничеством или попрошайничеством; 

- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение, содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера. Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

В законе сформулировано понятие информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Законом устанавливается классификация информационной продукции по пяти возрастным категориям:

- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

- информационная продукция, запрещенная для детей.

Для того чтоб указанный закон мог реализовываться, ряд федеральных законов были адаптированы к положениям 436-ФЗ. Было установлено, что с 1 сентября 2012 г. запрещено использовать в школах и других образовательных учреждениях учебники и пособия, содержащие вредную информацию. На юридических и физических лиц с той же даты возложена обязанность обеспечивать информационную безопасность  несовершеннолетних.

За нарушение законодательства в этой сфере предусмотрена административная ответственность. В законе также предусмотрена ответственность за размещение в сети Интернет информации для детей, причиняющей вред их здоровью и развитию.

28 июля 2012 г. был принят Федеральный закон № 139-ФЗ, изменяющий и дополняющий Федеральный закон № 436-ФЗ. Изменения регламентируют способы маркировки контента. Создан механизм принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории РФ хостинг-провайдерами, операторами связи. И что очень важно вводится обязанность владельцев интернет-сайтов удалить страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.  

В 2012 году создана Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации» (далее Реестр), в который с 01.11.2012 включены сайты сети Интернет, на которых распространяется запрещенная информация.

Главная цель создания такого реестра – ограничение доступа к сайтам, на которых размещается информация, запрещенная для распространения. При обнаружении неправомерного контента любой пользователь может зайти на сайт  http://eais.rkn/gov.ru и сообщить о незаконной информации. Для приема обращений создана специальная электронная форма. Сам реестр ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскамнадзор).    

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России