Отчет за 12 месяцев 2011 года

Важнейшей задачей органов внутренних дел является надежное обеспечение одной из основных конституционных гарантий – безопасности личности, её защиты от противоправных посягательств. Решение этой задачи относится к сфере реализации таких стратегических приоритетов деятельности, как доверие и поддержка граждан.

Решение вопросов укрепления правопорядка на обслуживаемой территории осуществлялось в тесном сотрудничестве с органами власти и местного самоуправления, другими правоохранительными и контролирующими органами, взаимодействие с которыми отчетливо проявилось при проведении информационных встреч с населением района.

Одной из основных задач органов внутренних дел является обеспечение общественной безопасности и безопасности граждан – этому способствует комплекс мер по профилактике преступлений и правонарушений. К сожалению, в обществе зачастую бытует мнение, что профилактика - это сфера  ответственности полиции, прокуратуры, суда и так далее. Это в корне неверно. Рост преступности, наркомании, детской беспризорности, проявлений терроризма и экстремизма – следствие того, что за последние десятилетия многое утрачено в воспитании, образовании людей, медицине. Практически не осталось механизмов социальной адаптации ранее судимых граждан,  воздействия на алкоголиков. Распрощавшись со старой идеологией, мы, к сожалению, ничего существенного еще не дали подрастающему поколению взамен идей, которые пропагандируют им новоявленные  лидеры. Сотрудники правоохранительных органов  наиболее четко представляют, к чему это все приводит.

Анализ преступности на территории района в прошедшем 2011 году свидетельствует о незначительном (на 2,4%) снижении зарегистрированных преступлений – 1078 против 1105. Процент раскрываемости преступлений увеличился на 3,9%.

Снизилось  количество убийств на 21,4%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на 12,5%,  разбоев на 39,5%, грабежей на 39,5%, краж на 4,2%.

На 68,8% меньше совершено преступлений в сфере экономики -19, в сфере лесопромышленного комплекса выявлено 179 преступлений, из них раскрыто 49, процент возмещения материального ущерба от фактически причиненного составляет 67,9%.

На 19,3% сократилось количество выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств -46, из них 44 преступления раскрыты по оперативным данным, из незаконного оборота изъято 1014 грамм наркотикосодержащих растительного происхождения.

Число дорожно-транспортных происшествий снизилось на 7,3% (51/55), на 31,6% сократилось количество погибших (13/19), на 5,9% уменьшилось количество раненых в ДТП (64/68).

На 1,1% сократилось количество преступлений, совершенных в общественных местах (94/95), однако продолжает иметь рост уличной преступности -68 против 66, рост 3,0%.

Не снижается актуальность мероприятий антитеррористической направленности. Сотрудниками отдела проводятся оперативно-розыскные  и разведывательно-поисковые мероприятия по выявлению лиц, вынашивающих намерения совершить групповые нарушения общественного порядка, экстремистские акции и другие тяжкие преступления.

Силами участковых уполномоченных полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, а также сотрудниками уголовного розыска проводятся профилактические беседы, направленные на разъяснение гражданам необходимости при обнаружении подозрительных предметов (оставленных без присмотра сумок, пакетов и пр.) в подъездах домов и в местах массового нахождения граждан сообщать в органы внутренних дел незамедлительно.

Учебные учреждения района оснащены кнопками тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, из них -7 школ, 7 детских садов, 1 детский дом (п. Переяславка, район СХТ).

При проведении операции по добровольной сдаче оружия и боеприпасов за денежное вознаграждение жителями района сдано 3 ед. нарезного, 7 ед. огнестрельного и 1 ед. газового оружия, 1246 шт. боеприпасов, 40 гранат, 64 запала от гранат  и 2730 гр. взрывчатого вещества - пороха.

По линии незаконного оборота оружия возбуждено 41 уголовное дело, изъято из незаконного оборота 2352 ед. боеприпасов, 5 кг взрывчатых веществ, 34 ед. взрывных устройств и 1 одна единица оружия с постановкой на централизованный учет.

В результате принимаемых мер террористических актов на территории района имени Лазо  не допущено.

Вызывает обеспокоенность и преступность среди несовершеннолетних, которыми в прошедшем году совершено 89 преступлений (АППГ-81). При этом количество участников, совершивших противоправные деяния, сократилось с 73 до 68, что объясняется неоднократностью совершения преступлений одними и теми же подростками.

Решение проблем подростковой преступности видится в ранней профилактике неблагополучия в семье, в охвате несовершеннолетних всеми формами занятости. Отсутствие рабочих мест для молодежи в возрасте 16-17 лет, не имеющих специального образования, порождает незанятость данной возрастной категории, которая потенциально  становится «группой риска».

Главным союзником правоохранительных органов в профилактике преступлений несовершеннолетних всегда была семья. Конкурировать с ней, особенно на первоначальном этапе развития ребенка, не может ни один посторонний человек, ни одно воспитательное учреждение или другой социальный институт. Нравственное или, наоборот, безнравственное поведение родителей, их личный пример оказывает на формирование внутреннего мира детей самое сильное влияние. Сегодня приходится говорить не столько о материальном, сколько о нравственном обнищании значительной части семей, в которых ценность детей, их воспитание и контроль уходят на задний план. Проблема настолько велика и опасна для общества, что сил одной только полиции недостаточно.

Не новость, что большинство преступлений совершают подростки именно из неблагополучных  семей, число которых за 2011 год увеличилось почти на 7% (184, АППГ 172). Сотрудниками ПДН в 2011 году в суд направлено 27 материалов на лишение родительских прав.     К административной ответственности привлечено 688 родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей.

В ходе опросов беспризорных детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет выяснилось, что более 40 процентов из них уходили из дома по причине пьянства родителей. 

Ликвидация в свое время системы лечебно-трудовых профилакториев лишила сотрудников полиции реальных рычагов воздействия на домашних пьяниц, сведя весь наш арсенал до проведения профилактической беседы, наложения административного штрафа в сумме от 100 до 500 рублей, уплачивать который данные граждане не спешат.

Указом Президента Российской Федерации от 18.02.2010г. № 208 с 01 ноября 2010 года в системе органов внутренних дел ликвидированы медицинские вытрезвители, их функции переданы в ведение органов исполнительной власти. В Правительстве Хабаровского края вопрос о создании специализированных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, до сих пор остается открытым.

Сегодня алкоголизации населения является одним из факторов, непосредственно влияющим на криминальную активность граждан. Уровень потребления водки в Хабаровском крае в 1,5 раза выше, чем в среднем по России, пива потребляется на 30% больше. Средний россиянин за год выпивает 11 литров водки, житель Хабаровского края -17, уровень потребления пива на душу населения в среднем по России и Дальневосточному Федеральному округу составляет 70 литров, в Хабаровском крае -90.  В результате край занимает ведущее место среди регионов Российской Федерации с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в общественных местах.

Анализ показывает, что доля преступлений, совершенных в состоянии опьянения,  на территории Хабаровского края составляет 23%, по России -17%.

На территории района имени Лазо на протяжении последних 5 лет наблюдается снижение числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, так в 2007г. таких преступлений зарегистрировано 279, 2008г- 234, 2009г  -201, 2010г – 198, 2011г – 149.

Многие преступления, в том числе и тяжкие, совершаются именно на почве пьянства. В состоянии алкогольного опьянения в прошедшем году совершено 12 убийств, 17 причинений тяжких телесных повреждений.

К административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения в 2011 году привлечено 4009 граждан, что составляет 43,4% от общего количества привлеченных к административной ответственности. 68 жителей района привлекались к ответственности за данный вид правонарушений более 10 раз в течение года.

На территории района зарегистрировано 219 торговых точек, реализующих продовольственные товары, 75 из них имеют лицензию на право торговли алкогольной продукцией.  Практически в каждом населенном пункте имеется  минимум один магазин, реализующий вино-водочные изделия, пиво.

В 2011 году к административной ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции привлечено 6 должностных лиц; за нарушение правил продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, привлечено 3 должностных лица, 3 юридических лица.

В отношении граждан, осуществляющих торговлю спиртными напитками на дому,  составлено 26 протоколов, наложено штрафных санкций на 52.000 рублей, взыскано 29.000 рублей.

В 2011 году сотрудниками ГИБДД задержано 193 водителя, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, из которых 143 – лишены права управления, 47 подвергнуты административному аресту. За отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения задержано 264 человека, 244 из них лишены права управления автотранспортом. 70 граждан управляли автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не имея водительского удостоверения вообще, за что 67 – подвергнуты административному аресту, 2 – штрафу.

В состоянии алкогольного опьянения совершено 7 дорожно-транспортных происшествий, в которых 2 человека погибло, 10 – ранено.

На снижение уровня дорожно-транспортного травматизма существенно влияет техническая оснащенность дорожно-патрульной службы ГИБДД. На сегодняшний день инспектора ДПС используют высокоэффективные радиолокационные измерители скорости с фото- и видеофиксацией, комплексы измерения скорости и регистрации видеоизображения, анализаторы паров эталона в выдыхаемом воздухе. В 2011 году получен измеритель светового коэффициента пропускания автомобильных стекол; комплекс измерения скорости и регистрации видеоизображения «Крис-П».

В результате принимаемых мер профилактического характера по итогам 2011 года число дорожно-транспортных происшествий сократилось к  уровню 2010 года на 7,3% и составляет 51 (АППГ-55), снизилось число погибших с 19 до 13 (-31,6%) и раненных с 68 до 64 (-5,9%).

Актуальной проблемой нашего общества являются лица, освободившиеся из мест лишения свободы. В Хабаровском крае соотношение числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы к общему числу жителей края, на 65% выше, чем в среднем по России. Это влияет на уровень рецидивной преступности в крае.  Одной стороны, большое количество лиц, лишенных свободы, поддерживает криминальные традиции и стимулирует криминальную активность, с другой стороны, обусловливает более значительную долю, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных к лишению свободы.

На сегодняшний день отсутствует, какой-либо механизм государственно-правовой социальной помощи. Каждый третий освобожденный утратил родственные связи, нуждается в трудовом и бытовом устройстве, материальной и медицинской помощи. Не имея жилья, средств к существованию и, встречая значительные трудности с поиском работы, многие из них снова встают на путь совершения преступления.

Ранее существовавшая система профилактической работы и надзора за лицами особой категории была жесткой, но достаточно эффективной. В рамках действующего законодательства таких возможностей контроля за их поведением  гораздо  меньше. Работа с ранее судимыми,  конечно ведется, но серьезных рычагов воздействия на них у органов внутренних дел нет. Важнейшая проблема – социальная адаптация бывших заключенных. Для чего необходимо на предприятиях вводить квоты для лиц, отбывших наказание, помогать  им трудоустроится, чтобы после выхода на свободу, они могли быстрее адаптироваться. Целесообразно стимулировать работодателей, создающих рабочие места  для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с ограниченными физическими способностями, выпускников интернатных учреждений и детских домов и предоставляющих им места проживания.

Значительное внимание уделяется реализации  требований Федерального  закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". В общей сложности на территории района попадает под административный надзор 36 человек. С момента вступления в силу настоящего закона (01.07.2011г.) судом района имени Лазо приняты решения по установлению административного надзора в отношении 8 лиц, в отношении еще  2-х - материалы направлены в суд.

Удельный вес преступлений от числа раскрытых, совершенных лицами, не имеющими постоянного источника дохода увеличился на 0,5% (79,2% против 78,7%),  ранее судимыми на 0,2% (68,0% против 67,8%). При этом, в расчете на 100 тыс. населения  количество преступлений совершенных ранее судимыми сократился на 17,2 ед. (690,2 против 707,4).

С темой профилактики правонарушений  непосредственно соприкасаются вопросы сохранности собственности.

На 01.01.2012г.  вневедомственной охраной охраняется 130 объектов, 47 квартир и 6 других мест хранения личного имущества  граждан. Следственно-оперативные группы, выезжающие на данные виды преступлений, имеют при себе прайс-листы с информацией об оказываемых  услугах по охране имущества граждан. Также разработаны информационные листки с указанием видов предлагаемой охраны объектов всех форм собственности, ее стоимости, которые размещены на стендах подразделений ГИБДД, ОЛРР, в холле райотдела.

В целях профилактики имущественных преступлений, а также в целях увеличения  количества охраняемых объектов, квартир и МХЛИГ инспектора вневедомственной охраны провели встречи с жителями 83 многоквартирных домов, владельцами 57  гаражей и 817 квартиросъемщиками.  Совместно с участковыми уполномоченными осуществляют распространение рекламных прайс-листов, проводят профилактические беседы среди населения об услугах и возможностях вневедомственной охраны. Краж на охраняемых вневедомственной охраной объектах в прошедшем году не допущено.

Нередки случаи, когда руководители предприятий различных форм собственности, предприниматели и рядовые граждане  обращаются в полицию с заявлениями о пропаже имущества, к сохранности которого не было предпринято абсолютно никаких мер.

Неоднократно в районных СМИ до населения района доводилась информация об усилении бдительности в местах массового скопления граждан, во избежание преступных посягательств в отношении частной собственности. В адрес руководителей предприятий района выносятся представления, направленные на предупреждение преступлений.

К сожалению, в последние годы утрачены рычаги воздействия правоохранительных органов на нерадивых хозяев, которые не то чтобы замок повесить, дверь не хотят закрыть. Стоит учесть, что на поиски похищенного тратятся, порой, еще большие средства, чем само похищенное.

В целях обеспечения общественного порядка в местах массового пребывания граждан  необходимо установление систем  видеонаблюдения, которые позволят органам внутренних дел оперативно, в режиме реального времени,  проследить обстановку в местах массового пребывания людей, будут способствовать раскрытию преступлений, в том числе таких как, кражи личного имущества, угоны автотранспорта, нанесения побоев, а также не позволят остаться безнаказанными нарушителям спокойствия граждан.

Одной из ведущих отраслей экономики района является лесозаготовительная отрасль. Силами участковых уполномоченных милиции, чьи административные участки находятся в лесозаготовительных населенных пунктах района, осуществляется получение информации о лицах, занимающихся незаконной заготовкой древесины  с последующим привлечением к административной ответственности или  передачей информации в ОБЭП  для последующей проверки и реализации.   Всего в сфере лесопромышленного комплекса выявлено 179 преступлений, количество раскрытых преступлений составляет 49, процент раскрываемости составил 28,3%, в том числе процент раскрываемости незаконных порубок  -  27,5%.

Согласно статистическим данным, незаконные порубки совершаются безработными гражданами нашего района.  Отсутствие рабочих мест в отдаленных населенных пунктах, низкий образовательный уровень жителей – все это приводит людей данной категории на лесные деляны в качестве низкооплачиваемой рабочей силы.

Подводя итоги сказанному, нужно отметить, что кроме объективных факторов преступности, не зависящих от деятельности органов внутренних дел, на состояние правопорядка оказывает влияние эффективность правоохранительной  деятельности. Криминальная активность правонарушителей во многом зависит от результативности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, системы ресоциализации осужденных и других факторов, непосредственно зависящих от правоохранительных органов.

Эффективное противодействие криминальным проявлениям подразумевает тесное взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти регионального уровня, органами местного самоуправления, гражданскими организациями. Значительное влияние на снижение уровня криминальной напряженности в районе будет оказывать планомерная реализация комплексных мероприятий по профилактике правонарушений, охране правопорядка.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России