Отчет начальника УМВД России по Хабаровскому краю по итогам 2013 года

ТЕЗИСЫ  ВЫСТУПЛЕНИЯ

начальника УМВД России по Хабаровскому краю

генерал-майора полиции  А.Ф. Сергеева

на заседании Законодательной Думы Хабаровского края

«Отчет о деятельности УМВД России по Хабаровскому краю

 за 2013 год»

 

 

26 февраля  2014 года

 

Уважаемый Виктор Владимирович !

Уважаемые депутаты !

 

 

В представленном Вашему вниманию фильме были отражены основные результаты работы за 2013 год, поэтому в своем выступлении не буду подробно останавливаться на статистической отчётности, подведу итоги нашей деятельности, определю векторы основных направлений по обеспечению правопорядка на территории края в текущем году.

Наша совместная работа с Правительством Хабаровского края, правоохранительными органами, представителями Общественных объединений, главами муниципальных образований, с Вами уважаемые депутаты, позволила многого достичь:

- Принята и обеспечена реальным финансированием государственная программа Хабаровского края «Обеспечение общественной безопасности и противодействия преступности до 2020 года». Аналогичные программы действуют во всех муниципальных районах края;

- Нарабатывается практика реализации краевого Закона «Об участии общественности в охране правопорядка». Сегодня уже действуют более ста общественных формирований и ДНД;

- Выверены с органами власти и управления, и заработали согласованные подходы по организации и проведению крупномасштабных общественно-политических, культурнo - зрелищных, спортивно-массовых мероприятий;

- Введены в практику и приносят ощутимые результаты, проводимые сегодня в большинстве городов и районов края в предвыходные и праздничные дни оперативно-профилактические операции «Ночь», «Район», «Надзор», «Нетрезвый водитель», «Подросток». Участие в них ДНД, представителей Общественных Советов органов внутренних дел, средств массовой информации, аппарата уполномоченного по правам человека стало уже нормой;

- Найдено понимание по обеспечению мер безопасности в период  летнего детского оздоровительного отдыха.  В прошедшем году впервые, администрациями всех загородных детских оздоровительных центров были заключены договора с частными охранными организациями. Количество самовольных уходов несовершеннолетних из лагерей сократилось в десятки раз (с 90 фактов в 2012 до 2 фактов в 2013 году);

- Получил дальнейшее распространение эксперимент по введению должностей заместителей директоров по безопасности. Уже сегодня данная практика успешно используется в 43-ом образовательном учреждении, приносит положительные результаты и продолжает развиваться;

- Созданы и успешно функционируют юридические классы МВД в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и районе им. Лазо. В текущем году мы планируем создать тематическую летнюю смену в Реабилитационном центе УМВД России по Хабаровскому краю для учащихся юридических классов и детей участников добровольных общественных формирований правоохранительной направленности;

- Заработавшие изменения в законодательстве позволили вытеснить пиво и иной алкоголь из общедоступной торговли в киосках, вблизи школ и непрерывность административных мер делает запрет работающим.

 

В условиях чрезвычайного режима сложной  аномальной ситуации природного наводнения, подтверждена не на словах, а на деле, эффективность межведомственного взаимодействия.

В целях обеспечения охраны имущества и правопорядка в зонах чрезвычайного бедствия, пунктах временного размещения эвакуированных граждан, нами дополнительно были сформированы дополнительные временные группировки сил в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском и Нанайском районах.

Ежесуточно более 600-та сотрудников Управления внутренних дел, Дальневосточного управления на транспорте, военнослужащих Восточного округа внутренних войск и Дальневосточного юридического института МВД России заступали на дежурства.

Несмотря на перекрытие дорожного движения одной из основных транспортных магистралей по ул. Пионерской  г. Хабаровска (в границах от ул. Богачева до ул. Запарина) мы не допустили транспортного коллапса в городе, организовали беспрепятственный проезд грузового транспорта задействованного на строительстве дамб.  

Была обеспечена безопасность дорожного движения и правопорядок на участках дороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Впервые по нашей инициативе было организовано паромное сообщение в районе оз. Гасси, что позволило не допустить стихийных протестов и пресечь на корню распространение слухов о нехватке продовольствия в г. Комсомольске-на-Амуре. 

 Обеспечены правопорядок и безопасность, при проведении самых масштабных в Российской Федерации выборов (Губернатора, мэра г. Хабаровска, в органы власти местного самоуправления).

Вместе с тем, достигнутые позитивные тенденции не рассматриваются нами поводами для успокоения и самоотчетов, напротив, выступают стимулом к дальнейшим активным и поступательным действиям.

******

В ходе предыдущего отчета перед Вами, во время проведения мной «прямых линий» и встреч с населением  остро встают вопросы по увеличению присутствия и наращивания правоохранительного сегмента в населенных пунктах края. Эта работа продолжается и носит системный характер.

За счет перераспределения имеющейся штатной численности в прошедшем году образованы полноценные территориальные органы внутренних дел в Охотском (штат 37 ед.) и им. Полины Осипенко (штат 29 ед.) районов.

В текущем году принято решение о восстановлении территориального пункта полиции в п. Березовка г. Хабаровска (штат 22 единицы), который будет иметь дежурную часть с несением службы в круглосуточном режиме.

С учетом мнения населения и массовых обращений граждан нами подготовлено аналогичное решение и в микрорайоне «Красная речка», краевого центра.

Созданы вновь отделения патрульно-постовой службы в ОМВД России по Ванинскому и Бикинскому районам.

Образованы подразделения по защите от преступных посягательств  биоресурсов, противодействия преступным группировкам, сформированным по этническому принципу.  

Увеличена численность конвойных подразделений, подразделений дознания.

Впервые, в структуре краевого управления создано авиационное подразделение, работа которого, при дальнейшем комплектовании и поступлении авиационной техники, позволит в разы сократить время нашего прибытия на помощь в отдаленные районы края.

Понимая важную роль, которую играют участковые уполномоченные и инспектора по делам несовершеннолетних в работе по обеспечению правопорядка, именно они первые приходят на помощь людям, больше всего общаются с населением, а в отдаленных районах края, по сути являются единственными представителями органов исполнительной власти, с 1 января 2014 года в структуре краевого управления внутренних дел образовано управление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних (штат 26 ед.).

В территориальных подразделениях УУП и ПДН органов внутренних дел созданы группы (отделения) по организации и осуществлению административного надзора.

Большое значение уделяется мерам контроля за оборотом оружия.

Достигнут положительный эффект от реализации  нашей инициативы по добровольной сдаче населением оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ за денежное вознаграждение. Результаты этой работы Вы наглядно увидели в фильме. С учетом складывающейся оперативной обстановки и возрастающей интенсивности принятия антитеррористических мер, нами направлены предложения Губернатору края об увеличении объемов финансирования на эти цели в 2014 году до 2 млн. рублей.

Прошу Вашей поддержки при решении данного вопроса. 

******

В условиях финансирования деятельности органов внутренних дел только, исключительно, за счет средств федерального бюджета, проделана большая работа по укреплению материально-технической базы.

Сдан в эксплуатацию 10 этажный 39 квартирный жилой дом по ул. Запарина в городе Хабаровске для сотрудников органов внутренних дел (все квартиры относятся к фонду служебного жилья).

Построен и начал функционировать новый изолятор временного содержания в  п. Переясловка.

В первом квартале текущего года планируем завершить  капитальный ремонт здания 2-го отдела полиции г. Хабаровска (по ул. Союзная, 74).

Запланированы денежные средства в 2014 году:

- на подготовку проектно-сметной документации по строительству нового здания ОВД с пристройкой ИВС в районе им П.Осипенко;

- модернизацию спецприемника в г. Хабаровске, с доведением лимита содержания от 50 до 80 человек;

- на строительство 4-х двух квартирных модульных домов для сотрудников в отдаленных северных районах края.

Начаты работы по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных услуг в г. Хабаровске  (здание ЦЛРР по ул. Айвазовского,3).

******

На протяжении последних 5-ти лет, в крае отчетливо обозначился целый пласт социально значимых проблемных направлений по вопросам профилактики правонарушений, требующих безотлагательного принятия обдуманных решений стратегического характера.

Ежегодно нами пресекается более 70-ти тысяч (в 2013 году – 72437, +1,3%) административных правонарушений в области антиалкогольного законодательства.

Региональная статистика продолжает фиксировать устойчивый негативный рост уровня и удельного веса «пьяной» преступности (по итогам года – плюс 222 преступления (5504), удельный вес -  36,1%, Россия – 27,6%).

Сегодня пьяный преступник в 80-ти % случаев, это лицо трудоспособного возраста (от 18 до 55 лет), не занятое, как правило, какой-либо постоянной трудовой деятельностью.  В сравнении с 2009 годом, мы имеем практически двукратный прирост таких лиц (с 3477 до 5210).

Возрастает дерзость совершаемых ими преступлений.  Вы помните случаи нападения пьяной компании на экипаж ДПС в п. Бычиха и злостного неповиновения обезумившей от алкоголя группы ранее судимых, которая средь белого дня учинила хулиганские действия в месте массового нахождения граждан (остановка «Автовокзал»), не реагирующих даже на многочисленные предупреждения о применении табельного оружия. 

Особую тревогу сегодня вызывают растущие масштабы подросткового алкоголизма.

По информации Консультативного совета общественных организаций, функционирующего при Региональном отделении партии «Единая Россия»,  каждый третий ребенок в крае, в возрасте от 13 до 15 лет еженедельно потребляет 0,5 литра слабоалкогольных напитков. Потребление в возрасте 16-17 лет достигает уже полутора литров, а став совершеннолетними, вчерашние подростки выпивают около двух литров алкоголя. И это  характерно для  54-х  процентов нашего подросткового населения. 

Уголовная статистика достоверно показывает прямую зависимость роста уровня  криминализации детей от количества потребляемого спиртного.

Если  в 2009 году преступления в состоянии опьянения  совершили 150 несовершеннолетних, то в ушедшем году их  число возросло более чем на треть (216 подростков).

Сегодня уже каждый пятый подросток в крае, идет на преступление в пьяном виде.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательных мер.

Видим приложение своих усилий, совместно с общественностью и небезразличными к судьбам подрастающего поколения гражданами, в кратном повышении результативности  нашей работы по пресечению продажи алкоголя несовершеннолетнем. За прошедший год составлен 181 административный протокол, в том числе 44 на юридических лиц (сумма штрафа на физических лиц от 30 до 50 тыс. рублей, юридических от 300 до 500 тыс. рублей).

 По нашим материалам во внесудебном порядке «Росалкогольрегулированием» лишены лицензии на продажу спиртного 3 предприятия в том числе, известная торговая сеть  магазинов «Калинка».

Заслуживают пристального внимания поступившие в Управление внутренних дел исследования общественных организаций «Здоровое поколение» и «Союз борьбы за народную трезвость». Речь идет о введении дополнительных временных ограничений на продажу алкогольной продукции.

В регионах России, где действуют данные запреты, отмечено снижение индивидуального потребления алкоголя и укрепление правопорядка.

Так, на территории Ханты-Мансийского автономного округа (население более 1,5 млн. человек) произошло снижение пожаров на 1,5%, сокращение числа погибших на 17,2%, травмированных на 3,7 %, преступлений, зарегистрированных в общественных местах на 3,6 %.

В Амурской области такие ограничения действуют с 2011 года, с августа 2013 года они ужесточены, запрет на торговлю установлен  с 19 до 11 часов.

Нами подготовлены и направлены в Правительство Хабаровского края предложения о введении дополнительных временных ограничений на продажу в магазинах спиртного (запретить торговлю спиртным с 19 часов вечера до 11 часов утра).

Аналогичные обращения руководителями Общественных советов, созданных при органах внутренних дел,  направлены главам муниципальных образований края.

Уважаемый Виктор Владимирович, уважаемые депутаты, прошу присоединиться к данной работе. Будущий эффект очевиден. Два года назад, когда мы вышли с инициативой сделать набережную Амура свободной от торговли спиртным многие скептики не верили в успех этой идеи, а жители Хабаровска ее горячо подержали, превратив это место в зону отдыха детей, родителей и молодежи.

Для сравнения, в 2013 году в Амурской области, где действуют такие ограничения, произошло снижение на 3,8 % преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (Хабаровский край + 4,2%). В январе текущего года тенденция сокращения преступлений данной категории продолжается (зарегистрировано в полтора раза меньше преступлений, чем в Хабаровском крае (Хабаровский край – 405, Амурская область – 252).

 

Важным аспектом укрепления правопорядка видим реализацию подходов шаговой близости к проблемам граждан:

- через плановое, масштабное проведение систематических профилактических мероприятий «Ночь», «Район», по декриминализации территорий с постоянным наращиванием присутствия и активности сотрудников полиции; 

- через комплексную, адресную работу на административном участке (путем реализации приказов       № 663 и №825); путем  наложения в планах единой дислокации сил и средств патрульных участков и маршрутов патрулирования ППС, ОВО, ГИБДД на болевые точки обозначенные участковыми;

- через оперативно-профилактическую операцию «Ваш участковый», ежеквартальные отчеты перед населением, через прямые линии в СМИ и личные приемы граждан первыми руководителями.

Уверены, что данные меры принесут положительный эффект и будут способствовать оздоровлению ситуации на улицах и общественных местах.

Анализ состояния работы по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактике рецидивной преступности показывает, что в этом направлении деятельности еще много нерешенных проблем.

По удельному весу рецидивной преступности, Хабаровский край по итогам 2013 года находится на втором месте в стране (64,9%, Россия – 49,4%). Данная тенденция устойчиво прослеживается с 2010 года.

Действующие на сегодняшний день краевые программы и Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите  и испытывающих трудности в поиске работы» показали свою недееспособность.

На территории края находится 10 учреждений системы исполнения наказания. Ежегодно освобождается от двух с половиной до трех тысяч заключенных, более 60 процентов из них остаётся на территории края. 

В 2013 году за содействием в поиске работы в центры занятости населения обратилось 676 лиц, освободившихся из мест лишения свободы, смогли трудоустроиться 232.

При освобождении люди сталкиваются с одними и теми же проблемами: трудоустройство (предлагаемая зарплата не может покрыть расходов на жилье и быт), жилье, здоровье, документирование личности (восстановление документов), отсутствие средств существования.

Необходимо в корне переломить ситуацию, наметить и приступить к реализации действенных мер по недопущению возврата бывших заключенных в криминальную среду.

 Для этого, процесс ресоциализации должен начинаться в стенах исправительных учреждений путем обучения востребованным в крае профессиям, с предоставлением освобождаемым возможности выбора будущего места работы и проживания. Центры занятости, министерства социальной защиты, образования, представители других заинтересованных ведомств должны сами прийти в колонии к заключенным. Покидая стены заведения лицо уже должно иметь конкретную информацию о заранее забронированном для него рабочем месте, предоставлении, при необходимости, ведомственного жилья (общежития) и размере заработанной платы.

Думаю, был бы интересен опыт закрепления шефства – своеобразного социального партнёрства над конкретными колониями крупных предприятий ведущих отраслей экономики края, таких как «Дальспецстрой» и ряда других,  остро нуждающихся в рабочей силе, имеющих ведомственный жилой фонд, предоставляющих временное жилье на время работы вахтовым методом и активно привлекающих трудовых мигрантов из стран СНГ. Возможно, использовать при этом, различные, в том числе налоговые преференции.

Передвижение от места отбывания наказания к месту работы, дальнейшая его деятельность должна проходит под контролем УФСИН, органов внутренних дел и органов системы социальной профилактики.

(Справочно: в 2013 году на территории края трудовую деятельность осуществляло  более 14 тыс. иностранных граждан, в том числе в сфере строительства 6259 человек, в лесной и сельскохозяйственных отраслях 1623, в области торговли 2688).

Управление внутренних дел готово оказать всемерную  поддержку профильным министерствам Правительства края, УФСИН в создании межведомственной рабочей группы и  разработки краевого Закона «О комплексной социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы».

Наша общая задача обеспечить реальную занятость и социальную реабилитацию жителей края освободившихся из мест заключения. Решений этой проблемы сможет значительно сократить уровень преступности на территории края, а значит сделать жизнь граждан более безопасной.

*******

 

В зоне пристального внимания находится деятельность по обеспечению безопасности на дорогах края. Активизация пропагандистской работы, тотальное физическое присутствие на дорогах края сотрудников ДПС, проведение адресных рейдовых мероприятий способствовало сокращению на 8,2% числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях (214). Вместе с тем, вынужден констатировать о неснижающихся фактах управления автотранспортом в состоянии  алкогольного опьянения (+ 0,6%, 9320) и, в связи с чем, росту числа лиц, помещенных в спецприемник (+8,9%, 6903).

Будущее в дальнейшей работе по снижению аварийности и обеспечению безопасности дорожного движения видим в развитии систем  видеоконтроля, прежде всего в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также использования передвижных комплексов на трассах федерального и краевого значения, позволяющих обеспечить неотвратимость наказания даже за незначительные нарушения ПДД.

Учитывая особую актуальность данного направления, важность реализации федеральной и краевых программ повышения безопасности дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры выходит на особый уровень.

Сегодня мы видим как отправную точку для комплексного решения наболевших проблем предупреждения правонарушений государственную программу «Обеспечение общественной безопасности и противодействие  преступности в Хабаровском крае на 2014 -2020 годы», объединившую в себе ряд подпрограмм, утвержденную Постановлением Губернатора 31 декабря 2013 года № 482-пр. Идеи и концепции программы, конкретные формы их реализации послужат наращиванию объемов совместных усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти и населения по профилактике правонарушений, укреплению правопорядка, поддержке и стимулировании работы общественных объединений и добровольных дружин, пропаганде здорового образа жизни, развитию сети спортивных и детских досуговых учреждений, ресоциализации лиц ранее судимых, социальной рекламе, оказанию помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Наша общая цель процветание края, создание комфортных условий жизни, безопасности, формирования социально благополучной среды и инвестиционной привлекательности для бизнеса.

Эти задачи выполнимы только при консолидации усилий всех уровней власти и жителей края.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России