Часто задаваемые вопросы

Кто может стать участником государственной программы?

Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, постоянно или временно проживающие
в Российской Федерации на законном основании либо получившие временное убежище в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г.
№ 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем
и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Согласно положениям указанного Федерального закона
к соотечественникам относятся:

российские граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации;

лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор
в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали
на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств
или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

Признание своей принадлежности к соотечественникам иными вышеуказанными лицами является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью
по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников
и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

Участником Государственной программы может быть соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.

Члены семьи участника Государственной программы — это лица, имеющие право на совместное переселение с ним в Российскую Федерацию, признаваемые таковыми Государственной программой.

 

На какой срок выдается свидетельство участника Государственной программы?

 

Решение  об  участии  в Государственной  программе  принимается соотечественником  добровольно  на  основе  осознанного  выбора  им  места проживания,  работы  и (или)  учебы  и реализации  своих  потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

Соотечественнику,  ставшему  участником  Государственной  программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца, сроком на три года.                        
         По  истечении  срока  действия  свидетельства  соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, — статус членов семьи участника Государственной программы.

Свидетельство участника Государственной программы подтверждает права и обязательства  самого  участника,  права 
и обязательства  членов  его  семьи, а также обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, по предоставлению гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения.

 

Где можно получить свидетельство участника Государственной программы?

 

Свидетельство участника Государственной программы может быть получено как за пределами Российской Федерации, так и на территории России. Соотечественники, проживающие за рубежом, для оформления свидетельства участника Государственной программы обращаются в уполномоченные органы за рубежом в государстве своего постоянного проживания.

Уполномоченными органами, осуществляющими работу за рубежом
с соотечественниками, желающими переселиться в Российскую Федерацию
в рамках и на условиях Государственной программы, являются:

представительства (представители) Федеральной миграционной службы за рубежом;

дипломатические представительства Российской Федерации
в иностранных государствах (консульские отделы российских посольств
за рубежом) и консульские учреждения Российской Федерации в иностранных государствах, при которых могут создаваться и функционировать временные группы по реализации Государственной программы.

В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации либо получивших временное убежище в России , функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых
в ее рамках возможностей, подготовке их к регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению и выдаче свидетельства участника Государственной программы, а также выполнению иных необходимых мероприятий осуществляются подразделением по вопросам миграции
в субъекте Российской Федерации, участвующем в реализации Государственной программы.

 

Какие документы необходимы для подачи заявления за пределами Российской Федерации?

 

В случае если соотечественником, проживающим за рубежом, принимается решение о добровольном переселении в Российскую Федерацию
в рамках и на условиях Государственной программы, ему необходимо лично обратиться в находящийся в стране постоянного проживания уполномоченный орган по реализации Государственной программы за рубежом, и подать заявление об участии в Государственной программе по утвержденной форме.

При подаче заявления об участии в Государственной программе соотечественник, проживающий за рубежом, одновременно представляет:

копии документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи, включенных в заявление (с предъявлением оригиналов таких документов);

копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление
(с предъявлением оригиналов таких документов);

копии документов об образовании, о профессиональной подготовке,
о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени,
а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

 

Какие документы требуются для подачи заявления на территории Российской Федерации?

 

При подаче заявления об участии в Государственной программе
в соответствующий территориальный орган МВД России соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет:

копии документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи, включенных в заявление (с предъявлением оригиналов таких документов);

копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление
(с предъявлением оригиналов таких документов);

копии документов об образовании, о профессиональной подготовке,
о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени,
а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

Кроме того предоставляются также копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации.

При этом соотечественник, проживающий в Российской Федерации, предъявляет оригиналы документов:

подтверждающих его право на постоянное или временное проживание
на территории Российской Федерации (то есть разрешение на временное проживание или вид на жительство);

удостоверяющих личность;

о его семейном положении.

Соотечественник, временно пребывающий в Российской Федерации
и получивший временное убежище в Российской Федерации, представляет копию свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации с предъявлением оригинала данного документа.

         При подаче заявления об участии в Государственной программе необходимо учитывать, что копии документов, составленных на иностранном языке, должны представляться с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены. Оформленные на территории иностранных государств документы, копии которых предоставляются, должны быть легализованы, если иное
не предусмотрено международными договорами

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России